Популярная дворовая игра, в которой участвуют 2 группы игроков: разбойники – убегают, оставляя за собой след в виде нарисованной стрелки, а казаки – догоняют разбойников.
Вариантов игры множество.
1-ый вариант игры – самый простой:
Игроки делятся на две команды «казаки» и «разбойники», оговаривают территорию игры, например, в пределах трех дворов.
Далее казаки заходят в подъезд на 15-20 минут, а разбойники разбегаются и прячутся, оставляя «следы» в виде нарисованных мелом стрелок, указывающих куда они идут. Вначале разбойники идут вместе, а потом разделяются на мелкие команды, каждая из которых тоже рисует постоянно стрелки в какую сторону они направляются.
Игра заканчивается когда казаки поймают всех разбойников.
2-ой вариант игры:
Играют от шести человек и более (чем больше, тем лучше).
Играющие оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Иногда выбираются атаманы.
«Разбойники» совещаются и загадывают кодовое слово (секретный «пароль»). Может быть не слово, а например цифры 13245 и т. д., максимум 8 цифр.
По сигналу «разбойники» убегают прятаться («казаки» не должны подглядывать). Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у «казаков» были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее «разбойники» убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.
«Казаки» в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) «казаки» отправляются искать «разбойников». Найденного разбойника ловят («пятнают») и отводят в темницу (он не имеет права вырываться и убегать).
Некоторые источники утверждают, что «казак», поймавший «разбойника», остаётся в «темнице», сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за «разбойниками» в «темнице», а «казаки» могут бежать ловить остальных.
В «темнице» «разбойников» «пытают» (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой,кидают на землю,дают подзатыльник). Виды «пыток» заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.
Задача «казаков»: выведать секретное слово-пароль.
3-ий вариант игры:
Участники делятся на казаков и разбойников. Казаки должны поймать всех разбойников (они дотрагиваются до разбойников и говорят: «красная печать, никому не убегать»). У казаков есть штаб. Разбойники должны придумать два пароля или больше. Один правильный, а остальные неправильные. Задача разбойников — захватить штаб казаков, но казаки их ловят. Разбойники могут подбегать друг к другу и говорить «зелёная печать, можно убегать», тем самым они освобождают другого разбойника. Разбойники могут захватить штаб только вместе и во время игры. Ни одни, ни другие не имеют права ходить по отдельности. Казаки не имеют права ходить возле штаба туда-сюда. Казаки, после того как поймали разбойников, будут их пытать. Разбойники могут терпеть, но когда им надоест терпеть, они говорят любой пароль, и казаки определяют, правильный он или нет. Если они угадали, то казаки побеждают; если нет, то разбойники могут убежать и захватить штаб, тем самым они побеждают.Если разбойник отказываеца идти. Можно силами тащить или если легкий на руках. Если разбойник убигает, после касания и слов то от всей команды казаков по 3 пинка. Тоесть если в карманде казаков 3 человека, все ровно от всех людей 3 пинка. Пусть хоть 100 их будет.